Суббота, 18.11.2017, 22:41 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ДОМОДЕДОВО-2030: ВРЕМЯ НА ВЗЛЕТ!

ДОМОДЕДОВО-2030: ВРЕМЯ НА ВЗЛЕТ!

Концепция долгосрочной Стратегии социально-экономического развития городского округа Домодедово на период до 2030 год

 

Предлагаемые основные положения (концепция) долгосрочной Стратегии социально-экономического развития разработаны в соответствии с Федеральным законом №172-ФЗ от 28.06.2014 года «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который предполагает (статья 39) на муниципальном уровне разработку Стратегии социально-экономического развития и Плана мероприятий по реализации Стратегии. Стратегия разрабатывается, в соответствии с Законом на долгосрочный период - более 6 лет (предлагается на 15 лет). План мероприятий на среднесрочный период – 5 лет. Из Плана мероприятий предлагается также выделить Перечень первоочередных задач, имеющих особо важное значение, как с точки зрения реализации предлагаемой Стратегии, так и общественного мнения, которые должны быть решены в течение года с момента принятия Стратегии.

При разработке документа использовались данные официальных отчетов администрации городского округа Домодедово за 2005-2015 г.г., с поправкой на их фрагментарность, субъективность и не полноту.

  1. ПОСТАНОВКА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОМОДЕДОВО

Статья 1 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет местное самоуправление как «форму осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций».

В Посланиях Президента России В.В.Путина Федеральному Собранию, в обращениях к жителям Московской области губернатора А.Ю.Воробьева, в частности обращение от 29 января 2014 года «Идеология лидерства» не достаточно определенное Законом понятие «интересы населения» получило всестороннее и целостное раскрытие в форме понятия «повышение качества жизни»,определение которого дано Всемирной организацией здравоохранения следующим образом (1999 г.): «качество жизни – это степень восприятия отдельными людьми или группами людей того, что их потребности удовлетворяются, а необходимые для достижения благополучия и самореализации возможности предоставляются».

Всемерное повышение качества жизни населения не должно нарушать принцип устойчивого развития, одобренный ООН в 1987 году:«Устойчивое развитие подразумевает удовлетворение потребностей современного поколения, не угрожая возможности будущих поколений удовлетворять собственные потребности».

Единственным неисчерпаемым источником всемерного повышения качества жизни является собственный труд на благо себя и своей семьи, на благо земляков и Отечества в целом, поэтому обеспечение экономического развития при условии гармоничного согласования интересов человека – общества - государства  - важнейшее условие обеспечения повышения качества жизни.

Еще одним важнейшим условием повышения качества жизни является повышение качества управления, эффективности деятельности органов местного самоуправления по организации и регулированию экономической жизни, оптимального распределения полученного общего дохода, управлению социально-экономическими процессами на соответствующей территории.

Исходя из вышесказанного, главная стратегическая цель развития городского округа Домодедово может быть сформулирована следующим образом: последовательное повышение уровня и качества жизни жителей городского округа на основе устойчивого экономического развития и повышения эффективности муниципального управления.

Любые муниципальные программы и планы, экономические и социальные проекты, реализуемые в городском округе Домодедово, в обязательном порядке должны проходить экспертизу на их соответствие главной стратегической цели и не могут быть утверждены, если совокупный эффект, достигаемый в результате их реализации, противоречит этой главной стратегической цели.

 

  1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОМОДЕДОВО (период 2016 – 2030 г.г.)

Основные положения Стратегии социально-экономического развития разбиваются по трем основным разделам:

  1. Повышение качества жизни населения
  2. Обеспечение экономического развития
  3. Повышение эффективности муниципального управления

   2.1. Повышение качества жизни населения городского округа Домодедово

В рамках долгосрочной стратегии социально-экономического развития выделяется 6 основных факторов, характеризующих качество жизни населения, по каждому из которых дается краткая характеристика его состояния на данный момент, определяются цели по данному направлению и перечисляются основные механизмы ее достижения.

 

     2.1.1. Качество населения

Важнейший показатель качества населения – его способность к воспроизводству самого себя, что достигается превышением рождаемости над смертностью. В городском округе Домодедово на протяжении последнего десятилетия смертность превышает рождаемость (в 2014 году - на 15%), численность коренного населения сокращается, что компенсируется притоком «новых» домодедовцев из других регионов России.

В муниципальной Комплексной Программе на 2012-2015 г.г. задача «Улучшение демографической ситуации» была поставлена на первое, наиболее приоритетное место, однако администрацией не было сделано ничего для разработки и принятия Комплексной программы по улучшению демографической ситуации в городском округе и ситуация за прошедшие годы принципиально не изменилась.

Главная цель: в течение 5 лет осуществить перелом в демографической ситуации: добиться превышения рождаемости над смертностью и в дальнейшем обеспечить устойчивый рост коренного населения городского округа Домодедово.

Основные пути достижения поставленной цели:

  • Увеличения рождаемости через осуществление всесторонней поддержки молодой семьи, особенно многодетной, снижение факторов вызывающих прерывание беременности:
  • Снижение смертности, особенно детской, молодежной. Проведение конкретного анализа и выявление основных факторов вызывающих повышенную смертность населения;
  • Снижение смертности, а в дальнейшем сведение до нуля, смертность молодых людей от передозировки наркотиками (в 2014 году по данной причине погибло 50 человек;
  • Снижение смертности от употребления алкоголя (в результате ДТП, преступности, подрыва здоровья и т.д.), снижение уровня употребления алкоголя в ближайшие 5 лет на 5 литров с дальнейшей тенденцией сокращения его употребления.

Второй важнейшей характеристикой качества населения является состояние его здоровья. По итогам диспансеризации 2014 года, у 23% обследованного населения впервые выявлены заболевания и/или подозрения на заболевания, у 30% - выявлены факторы риска заболеваний: (ожирение, курение, малоподвижный образ жизни, нерациональное питание).. Официальная информация о состоянии здоровья отдельных категорий населения, в первую очередь детей и молодежи, в открытых источниках отсутствует.

Главная цель: в течение 5 лет добиться качественного улучшения состояния здоровья населения, добиться популяризации трезвого, здорового образа жизни, поднять на порядок число людей постоянно занимающихся физической культурой и спортом.

Основные пути достижения поставленной цели:

  • Ввести в действие систему мониторинга состояния здоровья населения городского округа, в первую очередь, детей дошкольного и школьного возраста;
  • Сделать главный упор на профилактическую медицину, приоритет укреплению здоровья населения, начиная с момента рождения ребенка до достижения преклонного возраста;
  • Внедрение в дошкольных и школьных учреждениях здоровье-сберегающих технологий;
  • Поддержка развития массовой физической культуры, выделение приоритетных направлений (бег, лыжи, плавание, велосипед), развитие набирающего международную популярность триатлона;
  • Формирование трезвеннического движения – «Трезвое Домодедово», объединение жителей, разделяющих принципы трезвого, здорового образа жизни;
  • Мобилизация всех сил правоохранительных, административных, гражданских, информационных на борьбу с распространением, употреблением наркотиков;
  • Повышение эффективности работы системы здравоохранения городского округа;

2.1.2. Следующим важнейшим показателем качества населения является его образованность, профессиональная подготовка и способность к высококвалифицированной деятельности. Публичные официальные данные по данному вопросу отсутствуют. По оценке Московского правительства в городском округе не хватает 7 школ, 15% учащихся учатся во вторую смену, что, естественно, сказывается на качестве образования. 

Вместе с тем, в городском округе наряду с системой школьного образования, имеется средне специальное учебное заведение – колледж «Московия» и филиалы высших учебных заведений, что создает предпосылки для формирования в городском округе единой, согласованной системы получения среднего, средне специального и высшего образования.

Образованность и профессиональная подготовка населения – один из важнейших факторов конкурентноспособности муниципального образования, особенно в условиях экономики будущего, экономии знаний.

Главная цель:  поставить в качестве одного из важнейших приоритетов социально-экономической политики–систематическое, последовательное повышение образования всех категорий населения и повышение его квалификации, в течение 5 лет сформировать единую, целостную систему среднего, средне специального, высшего и дополнительного профессионального образования.

Основные пути достижения поставленной цели:

  • Вести постоянную, информационную пропагандистскую компанию по повышению престижности получения образования, проведение соответствующих мероприятия (олимпиад, праздников знаний, и т.д.);
  • Усилить в рамках средств муниципального бюджета дополнительные меры социальной защиты учителей и повышения(ю) их благосостояния;
  • Учредить специальный Фонд «Знание-Народу» который будет стимулировать реализацию социальных проектов в области поддержки образования, поощрения творческого труда педагогов, внедрение передовых инновационных методов;
  • Сформировать единую информационную среду в сети интернет, способствующую формирования системы непрерывного, дополнительного образования.
  • Принять дополнительные меры по строительству новых школ и открытию новых учебных заведений(я), окончательно решить вопрос об обучении в одну смену.  

      2.1.3. Благосостояние.

Уровень жизни определяется соотношением доходов населения и уровнем цен, что отражается, в первую очередь, через среднюю заработную плату и стоимость минимального набора продуктов питания.

Главная цель: обеспечить неуклонный рост уровня жизни населения путем создания высокооплачиваемых рабочих мест и сдерживания роста цен, как на продукты питания, так и на услуги ЖКХ, в течение 5 лет развернуть систему потребительской кооперации с  охватом более 20% населения округа.

Основные пути достижения поставленной цели:

  • Проводить политику защиты интересов коренных жителей при трудоустройстве на предприятиях городского округа;
  • Провести предметный анализ созданных в последние годы рабочих мест в многочисленных логистических центрах на предмет их вклада в экономику муниципалитета, характера занятости на них;
  • Принять меры по ограничению привлечения на предприятия округа иностранной рабочей силы, которая влияет на снижение средней заработной платы;
  • Установить общественно-муниципальный контроль над тарифами ЖКХ, принять меры по внедрению энергосберегающих технологий и снижению затрат на коммунальные услуги;
  • Развернуть систему потребительской кооперации, позволяющей уйти от давления многочисленных посредников, снизить цены на товары первой необходимости, охватить данной системой в первую очередь семьи с низким(х) достатком, малоимущих.

 

     2.1.4. Условия жизни населения.

Показатели условий жизни населения охватывают такие сферы как состояние жилищного фонда, дорог, общественный транспорт, связь, доступность медицинских, образовательных и иных услуг.

Главная проблема, которая существует в данной области в городском округе сегодня и будет в дальнейшем только нарастать, если не принять серьезных мер: бурное жилищное строительство, в результате чего население округа за счет переезда жителей из других регионов России  превысит 500 тысяч (в настоящее время население городского округа – 150 тысяч). Необходимо иметь ввиду, что согласно Генеральному плану от 2006 года показатель «расчетной демографической емкости» был определен в 240 тысяч человек, в дальнейшем он произвольно, без каких-либо обоснований был увеличен до 556 тыс. человек. Бурное жилищное строительство и рост населения вызовет серьезные диспропорции и падение качества жизни, что наблюдается в ряде муниципальных образований Московской области.

Следующая проблема – существенная разница между условиями жизни собственно в городе Домодедово и в тех микрорайонах, которые были присоединены к нему 10 лет назад (Авиационная, Востряково, Белые Столбы и Барыбино), а также сельских населенных пунктах  (на территории городского округа более 150 деревень).

Главная цель: в течение 5 лет принять меры по согласованию темпов жилищного строительства, роста численности населения, созданию адекватной социальной инфраструктуры (учреждения образования, здравоохранения, культуры и т.д. и выравнивание условий жизни в городе, удаленных городских микрорайонах и сельских населенных пунктах.

 Основные пути достижения поставленной цели:

  • Внести изменения в Генеральный план и вернуться к расчетной демографической емкости городского округа в 240 тыс. человек;
  • Провести анализ строительных проектов, находящихся на стадии реализации и оценить рост численности населения после их ввода, добиться безусловного выполнения программ строительства социальных объектов;
  • При значительном превышении численности населения расчетной ставить вопрос о значительном сокращении темпов жилищного строительства, определенного нуждами населения округа;
  • Обеспечить контроль всех строительных проектов с целью выявления и устранения диспропорций между планируемой численностью жителей, социальными объектами, наличием рабочих мест, транспортной инфраструктурой, зонами отдыха и спортивной инфраструктурой;
  • Принять комплексную программу по выравниванию условий жизни в удаленных микрорайонах города и сельских населенных пунктах;
  • Применить концепцию ландшафтно-усадебной урбанизации(ей), сделав проживание в сельской местности городского округа более престижной и социально-значимой.

 

      2.1.5. Нравственно-психологическое самочувствие населения

Главный показатель нравственно-психологического самочувствия населения - ощущение себя хозяином на своей земле, где созданы все условия для самореализации, жизни, создании семьи и воспитания подрастающих поколений. Такие проявления, как отчужденность власти от народа, ее закрытость и клановость, неспособность простого человека защитить свои прав и интересы, открытое проявление несправедливости – негативно сказываются на нравственно-психологическом климате и создают почву для ослабления основ конституционного строя.

Главная цель: развернуть власть лицом к народу, наглядно показать, что именно его интересы лежат в основе принимаемых решений, наладить постоянный, открытый и откровенный диалог власти и общества через формирование институтов гражданского общества.

Основные пути достижения поставленной цели:

  • принять меры к формированию разветвленной системы прямого народовластия с опорой на территориальное общественное самоуправление, в течение 2 лет завершить построение вертикали народовластия от подъезда, улицы, села до всей территории городского округа Домодедово с передачей соответствующих полномочий и ресурсов для решения проблем на местах;
  • усилить патриотическую, краеведческую работу по изучению истории родного края в лицах, исторических события, свершениях, ввести в школах обязательный сквозной курс «История родного края»;
  • найти приемлемое решение застарелых вопросов, когда права целых социальных групп были грубо нарушены и до сих пор не нашли своего решения: выделение крестьянских земельных паев, снос ветхого жилья, выделение земельных участков под садоводство и жилищное  строительство; 
  • учредить премию Главы городского округа «Наше Домодедово» для поощрения реализации социально значимых проектов;

     2.1.6. Социальная безопасность

В 2014 году продолжился рост числа преступлений на территории городского округа, при этом 27% преступлений совершено в состоянии алкогольного опьянения, продолжился рост преступлений, совершенных иностранными гражданами, от передозировки наркотиков погибло 50 молодых людей.

Главная цель: существенным образом снизить преступность на территории городского округа (за 3 года на 50%), сделать жизнь населения более безопасной, социально защищенной.

Основные пути достижения поставленной цели:

  • формирование системы добровольной народной дружины по месту жительства, повышение роли участковых инспекторов в профилактике правонарушений;
  • снижение уровня потребления алкоголя в результате пропаганды трезвого образа жизни и формирование движения «Трезвое Домодедово»;
  • снижение уровня трудовой миграции, пресечение нелегальной миграции, создание системы адаптации иностранных рабочих; 

 

2.1.7. Качество окружающей среды и природно-климатические условия.

Экологическая ситуация в городском округе в целом благоприятная, однако темпы жилищного строительства и строительства складских помещений уже сегодня создают угрозу экологической обстановки, дополнительную озабоченность вызывает решение Правительства России о расширение зоны платного «ДОНа» от МКАД и превращение Каширского шоссе в бесплатный дублера.

Главная цель: сохранить благоприятную экологическую обстановку, принять меры по сбережению лесов, очистки водоемов, озеленения города и городских поселений

Основные пути достижения поставленной цели:

  • Введение постоянного мониторинга за состоянием окружающей среды, чистоты воздуха и воды;
  • Реализация комплекса мер по сохранению лесов, озеленению города и городских поселков;
  • Противодействие всеми законными путями планам введения платного ДОНа от МКАД и строительство дублера Каширского шоссе через жилые массивы города;
  • Закрытие незаконных свалок на территории городского округа, в честности у села Заболотье.

 

     2.2. Обеспечение экономического развития

2.2.1. Определение приоритетных направлений экономического развития

На протяжении последних 50 лет локомотивом экономики городского округа является аэропорт «Домодедово» и связанные с ним компании аэропортового комплекса: за последние 5 лет их вклад в экономику округа вырос с 58% до 75%. Резко сократилась доля предприятий сельского хозяйства, фактически эффективно работает только агрофирма «Барыбино». Земли сельскохозяйственного назначения передаются под жилищное и складское строительство. Реальный вклад в экономику городского округа многочисленных логистических центров из представленной администрацией отчетности определить затруднительно.

Главная цель: обеспечить на долгосрочную перспективу создание на территории городского округа такого(е) количество высокооплачиваемых и высококвалифицированных рабочих мест, что снизит выезд на работу наших жителей в Москву и повысит поступления в местный бюджет.

Основные пути достижения поставленной цели:

Достижение поставленной цели возможно через создание максимально благоприятных условий для малого и среднего бизнеса, в первую очередь инновационного, связанного с внедрением передовых разработок в различных сферах, особенно в области образования, воспитания, социальной жизни. Могут быть приняты, в частности, следующие меры:

  • развитие информационной, организационной, правовой инфраструктуры для развития инновационного предпринимательства;
  • создание целостной системы образования в области предпринимательства,  проведение в этой области конкурсов, олимпиад с участием старших школьников, студентов вузов;
  • развертывание ряда бизнес-центров и технопарков, которые создадут реальные благоприятные условия для малого и среднего бизнеса, особенно для начинающих предпринимателей, а также обеспечат основу для реализации инновационных и наукоемких проектов, в чем сейчас особенно нуждается наша страна;
  • повышение авторитета местных предпринимателей, пропаганда их достижений, проведение конкурса на звание «Лучший предприниматель Домодедово» по различным номинациям;
  • повышение активности различных объединений предпринимателей и усиление их влияния на принимаемые органами местного самоуправления решения. 

2.2.2. Обеспечение гармоничного развития аэропортового комплекса «Домодедово»

Совокупный вклад в экономику городского округа предприятий, связанных с аэропортом «Домодедово», уже сегодня превышает 75%, что дает возможность руководителям отчитываться о высоких темпах роста, однако по факту, создает определенные диспропорции, которые могут в перспективе усилиться, поскольку, по словам Л.Ковалевского в перспективе в аэропорту будет работать около 100 тыс. человек (сегодня – 35 тыс. человек). Официальная информация о том за счет чего будет достигнуто такое наращивание количества рабочих мест (почти в 3 раза) отсутствует, можно предположить, что такое несбалансированное развитие аэропорта может негативно отразиться на экологической ситуации в городском округе, и, как следствие, на здоровье его жителей.

2.2.3. Восстановление сельскохозяйственного производства

К началу 90-х на территории городского округа Домодедово работало 8 передовых сельскохозяйственных предприятий, большая часть из них прекратила(о) свое существование, а земли сельхоз назначения были переданы под строительство логистических центров, частного и многоэтажного жилья. Необходимо провести инвентаризацию земель сельхозназначения и принять меры по возвращению в оборот тех, которые либо не обрабатываются, либо незаконно был изменен характер их использования. 

2.2.4. Плановое развитие логистической инфраструктуры

За последние годы на территории городского округа шло бурное строительство логистических центров, складских помещений. Данное строительство велось без какой-либо целостной стратегии, хаотично и зачастую с нарушением действующего законодательства, а также в ущерб интересам жителей округа (например, логистический центр в Заборье) в интересах частного бизнеса и коррумпированных чиновников. Дальнейшее наращивание количества строительства складских помещений объективно вызовет отрицательные последствия как с точки зрения использования имеющейся транспортной инфраструктуры, так и использования иностранной рабочей силы на этих объектах. Необходимо провести инвентаризацию построенных объектов такого типа, оценить реальный их вклад в экономику городского округа и выработать целостную долгосрочную стратегию развития данного вектора и его использования на перспективу.

 

     2.3. Повышение эффективности  муниципального управления

     2.3.1. Внедрение программно-целевого метода управления

В настоящее время официально никак не определены стратегические цели развития городского округа, муниципальные программы никак не связаны с достижением стратегических целей, а вопрос эффективности расходования бюджетных средств даже не стоит.

Главная цель: отработать систему стратегического планирования, когда муниципальные целевые программы непосредственно связаны с достижением главных стратегических целей, а эффективность расходования бюджетных средств определяется степенью достижения поставленных целей.

Основные пути достижения поставленной цели:

  • Разработка Стратегии социально-экономического развития городского округа на долгосрочный период – 15 лет, которая станет основным муниципальным актом, определяющим стратегические цели и пути их достижения;
  • Пересмотр 15 муниципальных программ, утвержденных в октябре 2013 года решением руководителя администрации в нарушение действующего порядка, когда программы утверждаются решением Совета депутатов, их экспертиза на предмет достижения основных стратегических показателей;
  • Разработку бюджета на очередной год осуществлять исходя из утвержденных целевых программ с учетом показателей эффективности их реализации;
  • Годовой отчет Главы городского округа о социально-экономическом развитии городского округа предоставлять в соответствии с основными стратегическим показателями и по итогам реализации каждой из муниципальных целевых программ, в обязательном порядке выносить отчет Главы на публичные слушания с выработкой заключения по отчету и рекомендаций на следующий год. 

      2.3.2. Открытость органов местного самоуправления

За последние 25 лет в городском округе Домодедово сформирована клановая система власти, когда узкая группа лиц подмяла под себя не только внешне разделенные ветви представительной (Совет депутатов) и исполнительной (администрация), но и почти все местные отделения политических партий, структуры гражданского общества (Общественная палата). Реальный диалог между населением и властью подменен его имитацией, что наглядно проявляется при проведении Гражданских Форумов, проводимые публичные слушания превратились в чистую формальность полностью игнорирующие мнение жителей, свободные выборы, по сути, отменены: опираясь на административный ресурс, под видом выборов достигается любой желаемый результат. Все это создает условия, когда узкая группа лиц в руководстве городского округа навязывает населению округа свои узкокорыстные интересы или интересы отдельных финансовых групп в ущерб интересам основного населения.

Главная цель: создать условия для реализации на территории городского округа основного положения Конституции: народ источник власти и реализует ее непосредственно, а также через органы местного самоуправления

Основные пути достижения поставленной цели:

  • Сформировать в округе систему выявления, подготовки и выдвижения управленческих кадров, начиная со старших классов общеобразовательных школ, по их личным нравственным, профессиональным, деловым качествам, способности и готовности служить своим землякам;
  •  Выносить на открытое общественное обсуждение с использованием современных информационных технологий ключевые проблемы развития городского округа и выносить решения по итогам этих обсуждений, используя современные информационные технологии. Согласовать, исходя из общих стратегических установок, «Муниципальную повестку дня» – перечень проблем, требующих совместных усилий гражданского общества и органов местного самоуправления;
  • Превратить муниципальную газету «Призыв» в народную трибуну, на страницах которой имеет право высказать свое обоснованное мнение любой житель городского округа и донести его до сво