Понедельник, 06.04.2020, 02:34 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Народовластие

Непосредственное управление в городском округе Домодедово

Реализация права на непосредственное управление

в муниципальном образовании «городской округ Домодедово»

Аналитическая записка

 1.     Законодательные основы непосредственного управления

Важнейшим положением, определяющим основы конституционного строя Российской Федерации является положение, зафиксированное в Главе 3 Конституции России:

  1. Носителем  суверенитета и  единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
  2. Народ  осуществляет свою  власть непосредственно,  а  также через   органы    государственной   власти   и   органы   местного самоуправления

Подчеркнем, что в пункте 2 зафиксирована приоритетность реализации власти в Российской Федерации:  первым по значимости идет непосредственная реализация власти народа, а потом уже через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Зафиксированное в Конституции РФ положение о реализации власти народа непосредственно, получило свое раскрытие в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.

Глава 5. №131-ФЗ так и называется «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления» и определяет следующие формы:

1.     Местный референдум (статья 22);

2.      Муниципальные выборы (статья 23);

3.     Голосование по отзыву депутата,  члена  выборного  органа местного  самоуправления,  выборного   должностного   лица       местного самоуправления… (статья 24);

4.     Сход граждан (статья 25);

5.     Правотворческая инициатива граждан (статья 26);

6.     Территориальное общественное самоуправление (статья 27);

7.     Публичные слушания (статья 28);

8.     Собрание граждан (статья 29);

9.     Конференция граждан (собрание делегатов) (статья 30);

10.  Опрос граждан (статья 31);

11.   Обращения граждан в органы местного самоуправления татья 32);

 

Анализируя  законодательно закрепленный список форм непосредственного участия граждан в местном самоуправлении, выделим активное право и пассивное право. Например, каждый гражданин, проживающий в том или ином муниципальном имеет право участвовать в местном референдуме, но это еще не значит, что он или группа граждан может инициировать проведение местного референдума по проблемам, которые волнуют население данного муниципального образования.    

  1. Муниципальные акты в городском округе Домодедово регламентирующие вопросу непосредственного управления

Главным правовым документов, регламентирующим вопросы местного самоуправления в городском округе Домодедово является Устав муниципального образования. Глава 2 Устава городского округа Домодедово повторяет название Главы 5 №131-ФЗ и имеет название «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления» и определяет на территории муниципального образования следующие его формы:

  1. Местный референдум (статья 8 Устава);
  2. Муниципальные выборы (статья 9 Устава);
  3. Голосование по отзыву депутата Совета депутатов городского округа, Главы городского округа… (статья 10 Устава);
  4. Сельский сход (статья 11 Устава);
  5. Староста села (деревни) (статья 12 Устава);
  6. Собрание старост сел и деревень (статья 13 Устава);
  7. Правотворческая инициатива граждан (статья 14 Устава);
  8. Территориальное общественное самоуправление (статья 15 Устава);
  9. Публичные слушания (статья 16 Устава);
  10. Собрание граждан (статья 17 Устава);
  11. Конференция граждан (собрание делегатов) (статья 18 Устава);
  12. Опрос граждан (статья 19 Устава);
  13. Обращения граждан в органы местного самоуправления (статья 20 Устава);
  14. Публичные мероприятия граждан (статья 21 Устава);

Формальное сравнение положений Главы 5 №131-ФЗ и Главы 2 Устава городского округа Домодедово показывает, в Уставе несколько более подробно раскрыты формы непосредственного управления, касающиеся сельского населения, кроме сельского схода, законодательно закреплены «староста села (деревни) и собрание старост сел или деревень.

Отдельные статьи, касающиеся реализации права населения на непосредственное участие в местном самоуправлении получили свое раскрытие в правовых актах, регламентирующих процедуру реализации данного права. Так например,

  • решением Совета депутатов от  28 января 2010 года №1-4/257  утверждено «Положение» о территориальном общественном самоуправлении в городском округе Домодедово»
  • решением Совета депутатов от  22 февраля 2010 года №1-4/265  утверждено «Положения о правотворческой инициативе жителей городского округа Домодедово
  • решением Совета депутатов от  31 марта 2010 года №1-4/276  утверждено «Положение о порядке назначения и проведения опроса граждан».

Обратим внимание, что данные правовые акты были приняты в городском округе Домодедово спустя 6 лет, после принятие Федерального Закона №131-ФЗ.

Проанализируем возможность практической реализации основных, перечисленных  в Уставе, прав населения ан непосредственное участие в местном самоуправлении.

Местный референдум может быть проведен по инициативе выдвинутой группой жителей не мене 10 человек, но в поддержку своей инициативы они должны будут собрать подписи  не менее 5 процентов  от числа участников референдума, т.е. при количестве избирателей в городском округе Домодедово около 100 тысяч человек, необходимо будет собрать более 5 тысяч подписей в течение месяца после регистрации инициативной группы Советом  депутатом. Учитывая требования к сбору подписи и сложившуюся в городском округе Домодедово практику их проверки, в настоящее время в муниципальном округе отсутствует такая общественная организация, включая политические партии, которая способна была бы самостоятельно выступить с инициативной о проведении местного референдума и собрать требуемые подписи. Практически данная форма непосредственно управления в городском округе Домодедово нереализуема!

Муниципальные выборы, в первую очередь выборы Совета депутатов, в настоящее время проводятся по партийным спискам и граждане лишены права самовыдвижения в депутаты Совета депутатов. Таким образом, и данная форма непосредственного управления практически отсутствует!

 Для реализации права на правотворческую инициативу, согласно, соответствующего Положения, «Число членов инициативной группы  должно составлять три процента                                                                                                 от числа жителей городского округа Домодедово, обладающих избирательным правом» т.е. более 3 тысяч человек. «Инициативная группа считается созданной с момента принятия решения  о ее создании. Указанное решение оформляется протоколом собрания инициативной группы». Каким образом утвердивший данное Положение Совет депутатов, представляет возможность проведения собрания инициативной группы численностью более 3 тысяч человек,  трудно сказать. К тому же на собрании должна быть обеспечена не только достаточная численность, но и регистрация участников собрания:  «К протоколу прилагается список членов инициативной группы с указанием в отношении каждого члена фамилии, имени, отчества, года рождения (в возрасте 18 лет – дополнительно день и месяц рождения), адреса места жительства,  серии, номера и даты выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименования или кода, выдавшего его органа». Хорошо, что законодатель не записал в Положение требование нотариальной заверки подписей всех участников собрания! Естественно, с учетом таких требований никакой правотворческой инициативы население выдвинуть не могут и данное право на непосредственное участие населения в осуществлении местного самоуправления также отсутствует!

Реализация права на территориальное общественное самоуправление определено соответствующим Положением, в соответствии с которым

«Учредительное собрание граждан правомочно, если в нем принимает участие не менее половины граждан создаваемого ТОС, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Учредительная конференция правомочна, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста».

Для сравнения, напомним, что при выборе Глава городского округа, высшего должностного лица, отсутствует порог явки, выборы действительны сколько бы избирателей на них не пришло.  Для осуществления же самоуправления порог явки на собрание составляет 50% жителей старше 16 лет (в выборах главы участвуют граждане старше 18 лет!). При нынешней пассивности населения, провести собрание жителей дома с учетом указанных требований крайне затруднительно, что также блокирует реализацию данного права. В 2005-2006 г.г. в ряде микрорайонов городского округа были проведены соответствующие собрания по созданию органов общественного самоуправления, но их деятельность была нейтрализована ссылкой на то, что в городском округе нет правового акта, регламентирующего создание ТОС (упомянутое Положение было принято в 2010 году). Реально ТОС в городском округе существует в виде уличкомов в жилых массивах индивидуальной застройки (в силу исторической традиции), которые составляют по численности населения едва ли более 10% населения. В многоквартирных домах полноценные органы ТОС отсутствуют, вместо них Администрация назначила своих старших по дому, которые никаких полномочий от жителей соответствующих домов не имеют, хотя регулярно получают материальное вознаграждение.

 

В Уставе закреплено право население на проведение публичных слушаний, однако данное право никоим образом не регламентировано и практически не реализуемо.

Наконец, право на инициативу о проведении опроса у жителей городского округа также отсутствует, оно есть только у Совета депутатов или Главы городского округа.

Выше проведенный анализ необходимо рассматривать в контексте инициативы Президента России о том, что если более 100 тысяч населения России в интернете выскажется в поддержку какой-либо инициативы, то и Государственная дума и Правительство обязаны данную инициативу рассмотреть. Если брать в процентом отношении, то 100 тысяч составляет примерно 1% избирателей. Для городского округа это число составляет 1000 человек, т.е. если применить данный подход в городскому округу, то достаточно чтобы 1000 человек по интернету (с соответствующей системой личной авторизации) поддержала какую-либо местную инициативу, то данная инициатива должны быть рассмотрена и Советом депутатов, и Администрацией городского округа. Пока же жителям необходимо провести собрание 5000 жителей с регистрацией всех участников, чтобы их законодательная инициатива была просто услышана.      

3.     Общие выводы и предложения

  1. Краткий обзор возможности реализации форм  непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, закрепленных в Уставе городского округа Домодедово, показал, что они практически не реализуемы.
  2. Население городского округа искусственно отчуждено от реализации местного самоуправления и своего конституционного права на непосредственное участие в нем, что, по сути, является захватом власти или присвоением властных полномочий (п. 4 стать 3 Конституция РФ)
  3. В городском округе давно назрела потребность в проведении политической реформы в направлении реализации права населения на непосредственное участие в в местном самоуправлении.
  4. Разработанный инициативной группой граждан проект «Народовластие на Домодедовской Земле» может быть рассмотрен как один из возможных подходов к реализации упомянутой политической реформы.
  5. Необходимо проведение широкой общественной дискуссии с участием активистов партийных и общественных организаций, депутатов Совета депутатов по данному вопросу.

Аналитическая записка подготовлена Экспертным Советом

МОО ПГИ «Домодедовское Землячество» 

Категория: Народовластие | Добавил: Admin (28.09.2012)
Просмотров: 1174 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]